Дата: Воскресенье, 26.02.2012, 13:19 | Сообщение # 1
Дизайнер аниматор
Группа: Пользователи
Сообщений: 471
Имя: Юля Барская
Город: Калуга
Статус:
Призы за конкурсы:
Награды и прочее:
Азиаты веселый народ, с таким вырезом пасти, что всегда выглядят улыбающимися. Умеют хохотать от души, даже сотрясаясь всем телом и прирыкивая: «Ну, хозяин, ну ты даешь!». Смышленые настолько, что не нуждаются в механистической дрессуре, как немецкие овчарки, например. Умеют смотреть в направлении указующей руки человека, даже если показывают на объект за его спиной. Поэтому, когда хозяин что-то показывает кому-то, указывая рукой, азиат обязательно оглянется и найдет объект! Понимает – «Заверни за угол, не выглядывай, обойди дерево справа, слева». Этому не научишь, дрессируя. С азиатом надо вместе жить. Как с детьми. Его надо вплести в ткань семьи, где он займет, по своему выбору, или по настоянию хозяина, собственную нишу. С ним надо разговаривать вслух, без раздраженности и истерических ноток в голосе, рассудительно, терпеливо объясняя одно и то же понятие, как со смышленым трех – четырехлетним ребенком, с четким различением пола. И, как и у людей – девочки-азиатки более смелы, умнее, подвижнее, характер ярче, самостоятельнее. Азиаты чисто по азиатски непритязательны: с восторгом валяются на снегу, обожают купаться в ледяных горных речках и пасут стада на солнце при температуре в +60 градусов. На привязи зря время терять не станут на скулеж и вымаливание свободы, а будут часами спать, изредка реагируя на чужих. А кто такие чужие он выберет сам. Азиаты не утомляют бесплодным лаем на любой шум или соседскую кошку. Внешне это громадный лохматый, флегматичный «тепса-тебранмас», то есть даже на чувствительные пинки под бок среагирует длинным зевком и укоризненным взглядом: «Хозяин, ты же всегда перешагиваешь через меня, так пусть и гости так же шагают» и медленно, потягиваясь, сделает два шага и буквально с шумом и грохотом свалится спать дальше. Если же понадобится его защита, он встанет мгновенно, даже не встанет – воздвигнется, широко расставив, напружинив все четыре лапы, обнажив жуткие клыки, ощетинив шерсть по всему хребту, и надвинув на лоб весь загривок, и застынет как скала. Суетиться не станет. При этом откуда-то из глубины всего его существа будет волнами накатываться такой мощи басовый рык, что просто мурашки по спине поползут. Биться он будет насмерть, в полном смысле слова, особенно девочки, их материнский инстинкт стирает инстинкт самосохранения. В бою азиат не чувствует боли, не устает, своей огромной пастью может перекусить щиколотку коню. На старинных восточных миниатюрах видно как безухие и бесхвостые азиаты цапают коней на всем скаку за щиколотки, или запрыгивают на круп, выбивая всадника из седла. Какой ужас написан на морде лошади. А пес даже не обращает внимания на уколы копья всадника. Я видела в горах, как годовалые щенки развлекались, запрыгивая на спины пасущихся ослов, и проезжали метров 100-200, хохоча во всю пасть и делясь впечатлениями с другими щенками, оглядываясь через плечо. Эти бойцовские качества выражены в аборигенном названии породы – бурибасар – убийца волка. Очень добродушны по отношению к другим собакам, сразу лезут знакомиться и приглашают играть. Со стороны это выглядит так, будто он хочет разорвать собаку на части, а потом предлагает догнать его самого. Но с доберманами и немецкими овчарками часто затевают настоящие драки. Может быть, они сильно похожи на волка? Немецкие и восточно-европейские овчарки пасуют в самом начале боя. Особенно достается доберману. Это не такой пес, чтобы отступить, да только скорость реакции намного уступает азиатскому «увальню» и тонкая шкура легко рвется от удара пасти. Пасть азиата предназначена не только для еды и питья. Это «рука» азиата. Ею он старается «пожать» руку хозяина, «потрогать» вещи, которые он принес, берет хозяина за руку и ведет туда, куда ему надо, «водит» на поводу лошадей и других домашних животных. «Бьет» пастью и слегка и очень чувствительно, не оставляя отметин. Вообще, укус и удар пастью разнятся между собою. С самого нежного возраста приходится прилагать усилия, чтобы он перестал пользоваться этой «рукой». Он научается не дотрагиваться пастью до руки или одежды, но все равно все манипуляции пастью продолжает производить в воздухе вокруг предмета. Со стороны выглядит очень смешно. Во время игры азиатик, даже самый маленький может сбить с ног, а если совсем разбуянится, не стоит лупить его по телу кулаком или палкой. Такое постукивание он воспримет как приглашение к дальнейшей игре, но более жесткой. Теперь и ему можно бить пастью. Взрослеет он целых два года. Но и будучи взрослым, остается веселым и игривым. В переходные возрастные периоды ведет себя как человеческий подросток: обижается, огрызается, отстаивает свою свободу, самостоятельность. А когда его наказывают, страдает от вселенского одиночества и непонятости себя, своей личности. Свою «человеческую» семью делит на хозяина – вожака, маму, папу и всех остальных щенков, равных ему по иерархии. К маме относится с особенной любовью, позволит себе и покапризничать и пожаловаться на других. Разрешит себе не слушаться, но потом просит прощения. С хозяином не позволит себе ни грамма фамильярности. Играет осторожно, в пределах субординации. С папой ласкается и играет от души, а «щенков» может и с ног сбить, даже если этому «щенку» уже за 60.
Целых два года по двору бегает слон, или медведь. Все валит и крушит на своем пути. Но благодаря особой смышлености, уже к возрасту 45 дней научается не трогать хозяйские вещи. Это единственная собака, которая не грызет обувь или мебель. Да для ее огромной пасти подойдут только бычьи кости, чтобы зубки точить! За два года он пробует себя в роли увальня, бойца, охотника – гоняется и грызет все, что летает, ползает, ходит, скачет, грозного охранника и няньки. Любит, когда по нему ползают 2-3 летние человеческие щенки, но не старается играть с ними. Удивительно. А детей постарше провоцирует на беготню и борьбу. Старается познакомиться со всеми человеческими и нечеловеческими существами или передраться со всеми собаками, если с детства поощрять его драки, а не пресекать. Азиат такой, каков человек, с которым он живет. Жуткие собачьи бои, которые стали модны на территории Узбекистана, имеют победителями именно добродушных азиатов. Инстинкт пастуха заложен природой и просыпается сам. Даже в условиях городской квартиры. Он может «загонять» стул в «загон», который ему укажет хозяйка. Но в пасти ничего долго нести не будет. Только столько, сколько ему самому надо. В горах и пустынях у чабанов азиаты живут в жесткой стайной иерархии. Вожак-самец, сам отару не пасет, а наблюдает за тем, как это делает коллектив, с какой ни будь высокой точки, а потом «показывает», как надо правильно пасти и затевает «разбор полетов». Если слишком увлекается, вмешиваются самочки, даже молодые, и наступает мир и покой. Вожак всю жизнь чтит свою маму. Поэтому в стае все-таки руководят самочки. Особенно восхитительно то, что азиат умеет вылизываться как кошка. Пролазав по грязи, измазав морду по самые корни отрезанных ушей, азиат ложится в тенёчек, и начинает тщательно вылизываться. Даже морду лапой моет, как кошка! На это у него уходит целый час, но он снова становится чистеньким. Вообще, если бы его кисти на передних лапах не свисали, а были бы такими же, как у кошки, то есть имелась возможность распрямления, напряжения, хватания и ротации, то это был бы жуткий хищник. Азиат очень старается пользоваться передними лапами для хватания, даже как кошка старается поднять предмет, зажав между лап, или бить с размаху пробегающих мимо, но мешает свисание кисти в лучезапястном суставе. И любит, любит узбекские лепешки. Это заметно уже к 20 – 30 дню жизни. Малыш меньше кошки, ничего еще не видит полуслепыми глазками, ничего не может есть, только маму, но от запаха горячей узбекской лепешки его начинает трясти, и он, встает, шатаясь, на слабые лапки и уходит за лепешкой далеко от мамы. Щенок или подросток будет прыгать и носиться кругами по двору, порыкивая от нетерпения, когда входит папа, держа на высоко поднятой ладони стопку ароматных лепешек, и даже разобидится, если папа зайдет в дом, не дав ему ни одной. Если дать ему лепешку, он возьмет аккуратно пастью, благодарно вильнет обрубком хвоста и, торопливо отправится на «место», аккуратно ляжет, зажмет лепешку стоймя между передним лапами и начнет, не спеша смаковать. Бесполезно в это время пытаться изобразить, что нужна его помощь, что кто-то там проник во двор. Обратив свою смышленную морду к вам и, указывая взглядом и кивком на свою драгоценную лепешку он всем своим видом скажет: – Хужяин, ты не видишь? Я кю-у-щаю! Азиаты никогда не жадничают свою еду хозяину, не рычат над миской. Из пасти можно забрать и кусок мяса, и чудную мозговую косточку, но лепешка! Приходится приучать, чтобы не рычал над малюсеньким кусочком лепешки. Если пес сыт, то из вежливости взяв из рук угощение, сразу же положит к ногам: – Спасибо, хозяин, кушай сам, пожалуйста. Но как бы ни был сыт, он лепешку возьмет и отнесет на «место». Конечно же, все хозяева приучают собаку к тому, чтобы не жадничала и лепешку. Нужно терпение. Навык появляется ближе к году. В горах, в турпоходе азиата очень легко прокормить. Он практически всеяден. Можно присесть на корточки на полянке с лечебной травой и пожевать мяту, или подорожник. Пес самым смешным образом будет хватать пастью траву, рвать и есть, как пасущийся – кто? Сам выберет другую траву, листья молодого тутовника, какие-то ягоды. И сам наестся и хозяина угостит. Обязательно покажет где, что съедобно. Ест все овощи, фрукты и бахчевые, какие найдутся. Можно неделями держать на такой диете. Мясо добудет себе сам: ящерицы, кузнечики, лягушки. Еще и с отрядом поделится. Причем лягушку, обязательно девушке в руку сунет и, потом долго будет хохотать ее взвизгу, и делиться впечатлениями с хозяином. С детства надо приучить, какая живность есть еда, а какая – друг или хозяйская вещь. Например, кошка друг детства, а куры – хозяйская вещь.
Но если вы купили в кишлаке лепешку, а ему не дали, он сам отправится ее добывать. А там с ним «разберутся» все окрестные чабанские собаки. Так он научится драться. В большом городе это свойство породы очень неудобна. В далеком детстве человеческий папа азиата пас со своим отцом тысячные колхозные отары овец на высоте 6000 метров над уровнем моря, в ущельях Алайской долины. Как-то его отца пригласили на ужин, и мальчик один остался с отарой. Тупые овцы ковром разбрелись по альпийским лугам, а азиаты наблюдают за ними, стоя на «ключевых постах» – высотных точках местности: взлобья, огромные валуны, куски скал. Чабан, в общем-то, только руководит действием стаи собак. К вечеру, как положено, азиаты, сбив отару в большую кучу, повели вниз по ущелью. И тут мальчик поскользнулся и вывихнул щиколотку, а конь, испугавшись чего-то, что потом оказалось волками, ускакал. Один пес подбежал, обнюхал и помчался вниз по склону вдогон отаре. Надвигался снег. Малыш остался один и плакал от боли и страха, и ругал глупых собак. Вот и все! Сейчас стемнеет и его съедят волки, или он насмерть замерзнет под снегом. Он даже заснул, устав от слез. Проснулся от перестука конских копыт. Коня, с волочащимся поводом, гнали отарные собаки, а две «пасли» волка, не подпуская к мальчику и коню, но и не вступая в бой. Конь, слыша запах волка, все время порывался уйти в галоп, но удары пастью по щиколоткам заставляли его идти по направлению к мальчику. Подержав коня рядом с ним, собаки сами! догадались, что мальчик не сможет самостоятельно взобраться в седло и подвели коня к большому валуну, к которому мальчик приковылял и с него взгромоздился на коня. Один пес взял пастью повод и повел коня, а другие собаки продолжали «пасти», все появлявшихся как тени из скал, волков. Поздно ночью, добравшись до разбросанных по склону палаток, малыш понял, почему никто не заметил его отсутствия. Все были насмерть пьяны по случаю прибытия «гостей» – инженеров, геологов и альпинистов. Все происходило у пика Ленина. Отдав ребенка в руки женщин, собаки «посовещались» с собаками из других отар и ушли «разбираться» с волками. Надо бы собрать воедино такие рассказы об уме и преданности азиатов, их веселом и грозном характере, о смешных и страшных историях, в которые они попадают. И о двух особенностях этой породы: азиат никогда не становится людоедом, даже если умирает от голода, заболевает бешенством или бьется с другим человеком, защищая хозяина, никогда не загрызает другого.