Православные праздники.
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года. Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия,
праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Ниже представлены наиболее значимые для православного христианина события: так называемые Великие праздники и Двунадесятые праздники. Синим цветом обозначены неподвижные, а Красным - подвижные даты. Хотя православная церковь живет по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты для удобства указаны согласно общепринятому «светскому» календарю «нового стиля».
Православные посты в 2009 году
Многодневные посты
Великий Пост: со 2 марта по 18 апреля.
Петров Пост: с 15 июня по 11 июля.
Успенский пост: с 14 августа по 27 августа.
Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января 2010 года.
Однодневные посты
Среда и пятница: в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.
Крещенский сочельник: 18 января.
Усекновение главы Иоанна Предтечи: 11 сентября.
Воздвижение Креста Господня: 27 сентября.
Сплошные седмицы
Святки: с 7 января до 18 января.
Мытаря и фарисея: с 9 февраля по 15 февраля.
Сырная (масленица): с 23 февраля по 1 марта.
Пасхальная (Светлая): с 20 апреля по 26 апреля.
Троицкая: с 8 июня по 14 июня.